Самой популярной достопримечательностью Эдинбурга, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов, является замок, расположенный на Замковой скале. Примерно 350 миллионов лет назад в том месте, где расположена скала, магма прорвала земную кору и образовала твердый столб, который в результате эрозии уменьшился с восточной стороны. Так получилась «скала с хвостом», на самой вершине которой шотландский король Давид I в 12 веке построил замок.
С одной стороны такое расположение на возвышенности с единственным легкодоступным маршрутом на вершину давало огромное преимущество с точки зрения обороны, однако, из-за того, что горная порода, из которой состоит скала, очень бедна подземными водами, водоснабжение было большой проблемой. Даже 28-метровый колодец иногда пересыхал, что было особенно плохо во время осады.
История замка очень тесно связана с историей Шотландии, поскольку главная крепость столицы всегда считалась ключом к шотландскому королевству. Осаждать замок было очень сложно, так как подойти к нему можно было только через открытое и полностью простреливаемое место — эспланаду.
До того, как на престол взошел Карл II, который был уже королем Англии и Шотландии, Эдинбургский замок на протяжении 500 лет играл значимую политическую роль. Началось все с того, что внук Давида I шотландский король Вильгельм I по прозвищу Лев проиграл битву при Алнвике английскому королю Генриху II.
По мирному договору, весьма позорному для Шотландии, Вильгельм I стал вассалом английского короля, а замок в Эдинбурге, так же, как и несколько других, перешли во владение английской короны. Однако уже через 15 лет Ричард Львиное Сердце, очень нуждаясь в деньгах на Третий крестовый поход, продал все права на замки обратно Вильгельму за 10 тысяч серебряных марок.
Через 100 лет с вторжением английского короля Эдуарда I в Шотландию началась почти 200-летняя война за независимость, в ходе которой замок множество раз переходил то к англичанам, то к шотландцам. В результате каждой осады и обстрела строения замка частично разрушались, но каждый раз вновь занявшие замок силы отстраивали его заново.
Войны за независимость закончились в 1357 году, когда переодетые дюжиной английских торговцев шотландцы беспрепятственно вошли в замок и перерезали всю стражу, а затем при помощи подошедшего подкрепления и весь гарнизон англичан. Король Англии Эдуард III был вынужден заключить мир.
В 15 веке шотландские короли перебрались из замка во дворец рядом с аббатством Холируд, расположенном на противоположном от Замковой скалы конце Королевской мили. Замок стали использовать, как арсенал и фабрику для производства оружия.
В 16 веке замок снова стал центром борьбы за власть над Шотландией. В 1566 году королева Мария Стюарт, считая Эдинбургский замок самым безопасным местом, родила в нем сына Якова, который впоследствии стал Яковом I, королем Англии.
Яков появился на свет в королевском дворце, который сохранился до сих пор несмотря на обстрелы замка, последовавшие через несколько лет после рождения будущего короля.
Когда Мария Стюарт отказалась от престола в пользу своего сына, хранитель замка Вильям Киркалди отказался встать на сторону нового короля и фактически забаррикадировался в замке. 2 года замок находился в блокаде, которая была снята после заключения перемирия и передаче города англичанам, к которым сторонники Якова обратились за помощью. Однако когда срок перемирия истек Киркалди начал обстрел города.
Одним из наиболее страшных орудий была 520 миллиметровая тяжелая бомбарда под название Монс Мег, или Большая Мег. Бомбарда стреляла каменными ядрами, урон от которых был огромным. Мег сохранилась до сих пор, и ее можно увидеть в замке.
Взаимный обстрел между городом и замком привел к значительным разрушениям, после которых Эдинбургский замок нужно было серьезно восстанавливать, поэтому большая часть строений в замке относится к 16 веку. Став королем Англии, Яков I почти не посещал Эдинбург, но если и приезжал, то предпочитал жить во дворце Холируд, а в замке только проводил приемы.
В следующий раз замок оказался в осаде во время Гражданской войны. Гарнизон замка вынужден был сдаться после трехмесячной осады, когда истощились все припасы. В результате обстрелов во время осады довольно серьезно пострадали внешние укрепления замка, и их снова пришлось перестраивать.
После того, как на престол взошел Карл II, в Эдинбургском замке был размещен достаточно большой военный гарнизон. В последний раз замок попытались штурмовать в начале 18 века во время восстания якобитов, когда 100 горцев при поддержке гарнизона замка хотела взобраться на стены. Однако спущенная им лестница оказалась слишком короткой.
До начала 19 века замок использовался, как тюрьма, пока в 1811 году через дыру в южной стене не совершили побег 49 заключенных. Тогда было решено перенести тюрьму в более надежное место, а из замка сделать национальный памятник. Началась полная реставрация всех сооружений замка.
Во время реставрации сэр Вальтер Скотт получил разрешение на поиск короны Шотландии, которая была спрятана в замке после объединения Англии и Шотландии. Спустя почти месяц поисков корона была обнаружена в одной из комнат дворца. Сейчас ее вместе с другими сокровищами Шотландии можно увидеть в сокровищнице дворца.
Кроме королевского дворца в замке можно посетить Национальный Военный Мемориал Шотландии, расположенный в здании казарм и посвященный шотландским солдатам, погибшим в двух мировых войнах.
Несмотря на то, что долгое время замок использовался для размещения военного гарнизона и перестраивался с учетом возможной осады и обороны, общее впечатление о замке складывается именно, как о королевской крепости, неприступной и мощной. При этом даже современные детали, которыми украшены здания, выглядят так, как будто были на своем месте последние несколько столетий.
Наше знакомство с Эдинбургом началось именно с замка, когда мы прямо с поезда пытались успеть к выстрелу Часовой пушки. С 1861 года пушка сообщала точное время, подавая звуковой сигнал и дополняя собой шар времени обсерватории на Калтон Хилл.
Вскоре после установки орудие было синхронизировано с шаром времени посредством кабеля длинной 1237 метров, натянутого над городом. Для того времени это было самое длинное кабельное соединение в мире. Сейчас выстрел производится вручную, и посмотреть на это зрелище ежедневно собирается огромная толпа зрителей.
Поскольку замок расположен на самой высокой точке города, то вид с его стен открывается потрясающий. В самой правой части картинки ниже можно разглядеть колонны Национального монумента на Калтон Хилл и представить кабель, который тянулся над городом.
Из замка очень хорошо видно Старый город с его многочисленными церквями и домами со множеством труб.
Новый город также хорошо просматривается.
У подножия Замковой горы окруженная садами, которые соединяются с садами Принсес-стрит, расположена церковь Святого Кутберта. Рядом с церковью находится кладбище, на котором хоронили защитников замка.
В северной части замка находится еще одно небольшое кладбище — кладбище домашних животных, где хоронили своих верных собак офицеры, служившие в замке.
Разглядывая город со стен замка, понимаешь, что он действительно был неприступной крепостью, в которой осажденные могли обороняться очень долго, если было достаточно пищи и воды. Подняться к замку по скале невозможно, а единственный вход расположен с восточной стороны, откуда и начинается дорога в Старый город, та самая Королевская миля.
Главная дорога, которая первоначально называлась Королевский путь и вдоль которой начали строиться дома, была проложена по приказу короля Давида I одновременно со строительством замка. Примечательно, что шотландская миля на 200 метров длиннее английской, поэтому длина улицы составляет не 1.6 км, а 1.8.
Когда-то начинавшаяся рынком, расположенным неподалеку от стен замка, сейчас Королевская миля практически вся заполнена магазинами и различными развлечениями для туристов. Кроме сувенирных магазинов с шарфиками и килтами из овечьей шерсти на миле можно найти Ведьмин колодец, камеру Обскура, фотоателье, где можно сфотографироваться в килте, и многое другое.
Камера Обскура бросается в глаза в первую очередь благодаря своей белизне. Она была открыта в 19 веке и представляла собой аттракцион для горожан, где каждый мог посмотреть на панораму города, которая проецировалась на напольный экран. Сейчас кроме собственно камеры можно посмотреть на город со смотровых площадок башенки и ознакомиться с экспозицией, посвященной миру иллюзий.
Самым заметным зданием на Королевской миле является Хаб, штаб ежегодного международного музыкального фестиваля, который проводится в Эдинбурге. Штаб располагается в здании неоготической церкви, построенной в середине 19 века, однако, из-за особенностей местного песчаника хорошо впитывать смог, выглядит, как будто бы ему несколько сотен лет.
Первоначально здание функционировало, как приходская церковь и место для собраний Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии. Однако после объединения Церкви Шотландии с Соединенной свободной церковью Шотландии здание забросили, пока в начале 2000-х в нем не разместился Хаб.
Королевская миля состоит из четырех последовательных улиц: Каслхилл, Лонмаркет, Хай-стрит и Кэнонгейт. Если на Каслхилл доминирует Хаб, то на следующей за ней Лонмаркет самым заметным зданием является здание Банка Шотландии, который был основан в конце 17 века. Он входит в число трех шотландских банков, имеющих право выпуска банкнот.
В центре Королевской мили, на Хай-стрит, находится собор Святого Эгидия. Самыйе старые части здания относятся к 12 веку, а свой современный облик оно получило в конце 19 века, когда в ходе реставрации из него попытались сделать шотландское Вестминстерское аббатство. До реставрации собор был в плачевном состоянии вследствие того, что долго время использовался не по назначению, а как отделение полиции, пожарная станция, школа и даже магазин по продаже угля.
Четыре части Королевской мили не равны друг другу по длине. Самой длинной является последняя часть, Кэнонгейт, которая получила свое название в честь монахов аббатства Холируд, так как в переводе с шотландского «canon’s gait» означает «монашеская улица».
В какой-то момент мы свернули с Королевской мили и углубились в Старый город по одной из многочисленных перпендикулярных ей улочек, где вдоволь налюбовались на старые дома.
Недалеко от Королевской мили рядом с национальным музеем Шотландии мы наткнулись на маленький памятник собачке Грейфрайерс Бобби, чья судьба была похожа на судьбу японского Хатико. Скай-терьер Бобби пережил своего владельца, умершего от туберкулеза, на 14 лет и в течение всего этого времени почти не отходил от его могилы. За такую преданность собачке поставили памятник, которому все туристы обязательно трут нос на удачу.
Эдинбург очаровывает подобными маленькими деталями, которые встречаются на каждом шагу, и впечаляет тем, насколько глубока его история. Часто сложно вообразить, что паб, в котором ты сидишь за пинтой пива, находился на том же месте несколько сотен лет назад, или здание школы, похожее на замок, из двора которого доносится детский смех, когда-то очень давно действительно было чьим-то особняком.
Казалось бы, такое возможно в любом городе, чья история насчитывает несколько веков, но почему-то именно в Шотландии и Эдинбурге для меня оно ощущается острее всего. Вероятно, дело в том, что живописный Эдинбург как-то особенно сильно пришелся мне по душе.
Вау, вау.
НравитсяНравится