Барселону просто невозможно представить без архитектурных творений Гауди. Как гениальный архитектор, он вложил свой талант в тот облик города, который формировался в начале 20 века, когда Барселона стремительно расширялась. Гауди стремился ввести природные формы в архитектуру, но не всегда внешние проявления этого стремления выглядели однозначно для восприятия. С моей точки зрения самое органичное место для природных идей Гауди — это место, где они непосредственно граничат с природой, а именно в парке Гуэль.
С середины 19 века Барселона переживала период урбанизации, когда были снесены городские стены, окружавшие Старый город, и волна активного строительства перешла в бывшие промышленные пригороды, которые начали застраивать жилыми кварталами.
Сразу за снесенными стенами активно развивался Новый город или район Эшампле, где сейчас находятся Саграда Фамилия и госпиталь Сан Пау. Еще дальше на север находились территории, где жили бедные слои населения. И вот там, в современном районе Грасия, граф Эусеби Гуэль приобрел землю под свой смелый проект.
Богатый промышленник, меценат и политик Гуэль задумал построить на окраине Нового города жилой поселок для богатых семей, откуда открывался бы великолепный вид на море и город. Работу над проектом Гуэль поручил своему хорошему другу Антонио Гауди, который построил для него уже не одно здание.
В поселке площадью более 17 гектаров должно было находиться 60 участков с домами. Все они должны были быть соединены лестницами, дорожками и виадуками, чтобы можно было легко перемещаться по местности, которая носила название Лысая гора и в сущности и была такой горой.
Для привлечения покупателей будущей элитной недвижимости был построен один дом розового цвета, который использовался в качестве образца и в котором почти до самой смерти жил сам Гауди.
Строительство жилого поселка под название Парк Гуэль началось 1900 году и в первые годы шло очень активно, однако, со временем стало ясно, что покупателей на участки нет. Транспортная инфраструктура до поселка была совершенно не развита, да и богатые жители Барселоны предпочитали дома в Старом городе или в Эшампле. Кроме розового дома Гауди был построен только один — дом семьи Триас.
К 1914 году, когда Гуэль принял решение о прекращении строительства, была построена центральная или парадная часть поселка, которая сейчас и является центром парка Гуэль.
У центрального входа в поселок были построены два здания: дом привратника и здание администрации, где планировалось принимать посетителей жителей поселка.
Оба павильона у входа напоминают пряничные домики, покрытые глазурью. Считается, что они намеренно были созданы так, чтобы вызывать данную ассоциацию, поскольку Гауди был вдохновлен оперой о Гензеле и Греттель, которую давали в театре Лисео в 1901 году.
Крыша и декор окон на павильонах собраны из огромного количества кусочков битой керамики, которая носит название «тренкадис». На солнце белые кусочки переливаются, и создается впечатление, что здания действительно облиты глазурью.
Битой керамикой украшена вся главная монументальная лестница, которая ведет от главного входа вверх к гипостильному залу.
Гауди очень любил использовать тренкадис в украшении своих зданий, но в парке Гуэль ее особенно много. Для создания такой битой керамики использовались обычные строительные керамические отходы или кусочки старой посуды.
Справа от лестницы в зубчатой стене, которая обрамляет лестницу, расположен грот, как напоминание о том, что при строительстве поселка в горе было найдено несколько подобных естественных гротов. В жаркую погоду в гроте можно отдохнуть от зноя и насладиться прохладой.
В центре лестницы расположено три фонтана. Первый фонтан представляет собой бассейн со сталагмитами и растительностью и по форме напоминает ущелье, откуда берет начало река Ногера Пальяреса в Каталонии.
Второй фонтан украшен головой змеи и флагом Каталонии в окружении плодов эвкалипта, также выложенными из битой керамики. Змея олицетворяет змею, в которую превращался посох Моисея.
Самый верхний фонтан украшен саламандрой, с которой все фотографируются и которая является одной из эмблем парка. Саламандра тоже символична, как и все элементы декора у Гауди, но что именно означает ее присутствие не совсем ясно.
Наверху монументальной лестницы находится гипостильный зал, под которым располагается цистерна с водой для фонтанов. По периметру зала расположено 86 колонн, на которые опирается сверху площадь Природы. Колонны установлены под наклоном, чтобы лучше распределить нагрузку свода.
Внутри гипостильного зала находится еще 14 колонн, между которыми планировалось расположить рынок для жителей поселка. Потолок украшен несколькими плафонами, на которых изображены времена года.
Над рынком должен был располагаться греческий театр, где планировалось проводить спектакли. Несмотря на то, что проект жилого поселка не был воплощен в жизнь, на площади проводились различные мероприятия от запуска воздушного шара, до спортивных праздников.
По периметру площади идет извилистая скамья, которую сконструировали из готовых бетонных блоков и покрыли все той же битой плиткой. Рассматривать эту скамью можно бесконечно долго, поскольку для ее декора были использованы совершенно разные цветные плиточки.
Там, где Площадь природы не опирается на колонны Гипостильного зала, гора была срезана для того, чтобы сделать поверхность ровной. Это единственное место во всем парке, где естественный рельеф был изменен. Все остальные сооружения были адаптировано к рельефу.
С левой стороны от площади Природы, если смотреть от входа в парк, находится один из виадуков, построенных Гауди для перемещения по территории поселка. Согласно задумке архитектора при помощи виадуков можно было оптимально и быстро перемещаться по поселку.
В самом начале виадука на одной из колонн можно разглядеть женскую фигуру. Эту часть виадука называют портиком прачки, поскольку скульптура напоминает женщину с корзиной на голове. Однако существует мнение, что на самом деле это интерпретация скульптуры носильщицы подношений духу умершего в Древнем Египте.
(картинка египетской статуи с сайта Pinterest)
С правой стороны от гипостильного зала и площади Природы располагаются Австрийские сады, названные так потому, что некоторые деревья для сада были подарены Австрией.
Согласно проекту Гауди эта часть территории предназначалась для застройки жилыми домами, однако, после отказа от проекта и продажи парка наследниками Гуэля мэрии Барселоны, перед еще одним виадуком разместили питомник растений, а затем в середине 60х годов 20 века переделали его в сад.
Мимо Австрийского сада виадук ведет к восточному входу в парк и дому Гауди. Все виадуки построены из кирпича и облицованы камнем для придания большей схожести с природными образованиями. Внешне они напоминают сталагмиты, выросшие в пещере.
Каждый виадук носит свое название и построен в отличном от иных стиле. Например, виадук Садовниц построен в романском стиле.
Глядя на нагромождения камней довольно сложно понять, что оно создавалось в каком-то определенном стиле, однако, идея Гауди была именно такой — воплотить различные стиле в природных формах.
Парк Гуэль гораздо больше того кусочка, посмотреть на который приезжает столько туристов, что мэрия Барселоны была вынуждена ввести интервалы посещения, чтобы как-то разгрузить парк. Раньше вход был бесплатным, а сейчас стоит 7 евро, и билет можно купить только на определенное время, как в Саграда Фамилия.
Однако большая часть парка бесплатна и представляет собой заросшую различной растительностью гору, по которой гуляют с собаками жители близлежащих домов. Даже сейчас добраться до парка Гуэль непросто: рядом нет станции метро и остановок наземного транспорта, обязательно нужно будет минут 20 идти пешком, если добираться общественным транспортом.
Посетить парк стоит, чтобы составить собственное впечатление о грандиозном проекте, который в случае успешного завершения стал бы совершенно уникальным местом. Для того, чтобы впечатление было более позитивным, билеты стоит купить онлайн хотя бы за день до посещения, а с собой захватить воды и еды, поскольку на территории и рядом с парком почти совсем негде перекусить.
И обязательно стоит подняться повыше в гору, где гуляют только местные жители, чтобы посмотреть на город и море, тот вид, ради которого Гуэль и выбрал это место для своего амбициозного проекта.