Каркассон – это самая настоящая средневековая крепость. Нам повезло, и мы смогли найти отличные апартаменты непосредственно внутри крепости на третьем, последнем, этаже старого домика. Окна выходили во внутренний дворик, весь заросший зеленью, а войти в домик можно было со стороны крошечной площади.
Каркассон состоит из двух частей: неприступной крепости, или Ситэ, и Нижнего города, который расположился у подножия Ситэ. Сам город находится на берегу реки Од на небольшом плато между двух гор: Черной горой и хребтом Корбьер.
До подписания Пиренейского мира, которым закончилась Франко-Испанская война в 17 веке, Каркассон занимал важное стратегическое положение, контролируя путь от Средиземного моря к Атлантическому океану.
После подписания мира, по которому проигравшая Испания отдавала Франции графства Руссильон и Конфлан и все деревни к северу от Пиренейских гор, граница между двумя государствами сместилась южнее, и Каркассон потерял свое стратегическое значение.
На протяжении двух веков крепость, которую никто не мог взять силой, приходила в упадок. Пока в 19 веке благодаря одному местному богачу Ситэ не был отреставрирован под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. После реставрации Каркассону вернули статус укрепленного города.
Сейчас Каркассон представляет собой одну из немногих хорошо сохранившихся средневековых крепостей, гуляя по которой можно в полной мере представить себе, какими были подобные сооружения. Крепость действительно впечатляет: двойные крепостные стены длиной 3 км, 52 башни и замок, расположенный в самой неприступной части крепости.
С запада у крепости имеется естественная защита в виде крутого берега реки. Стены с этой стороны немного тоньше, поскольку обычно желающих напасть со стороны реки не находилось.
С восточной стороны стены значительно толще, поскольку к ним можно подойти вплотную, никаких природных преград, кроме искусственного рва, нет.
На протяжении нескольких веков крепостные стены Ситэ укрепляли, достраивали, дополняли новым кругом стен. В результате Каркассон выдержал не одну осаду, и взять город удавалось либо благодаря предательству, либо из-за отсутствия припасов у оборонявшихся, когда последние сдавались сами.
По крепостным стенам можно обойти весь Ситэ, но мы попали на реставрацию западного куска, поэтому смогли прогуляться только по восточной части стен. Однако этого хватило, чтобы ощутить на себе все прелести окруженного горами плато, где дует сильный ветер.
Со стен можно осмотреть окрестности за пределами Ситэ: новый город, поля и горы где-то вдалеке.
С восточной стороны за крепостными стенами расположено городское кладбище, на котором, несмотря на его скромные размеры, до сих пор хоронят местных жителей.
Парижские кладбища монументальны, а кладбища в маленьких городках совсем иные: простые кресты, небольшие статуи и много-много табличек «souvenirs» («помним») на плитах.
После осмотра крепостных стен и кладбища мы решили побродить внутри крепости. Сделать это можно достаточно быстро, поскольку внутри периметра в 3 км многого разместить не получится.
Самым большим свободным пространством внутри Ситэ является площадь перед базиликой Святого Назария. До переноса резиденции епископа в церковь в Нижнем городе базилика выполняла роль кафедрального собора Каркассона.
Как это обычно бывает, базилика была построена на месте древней церкви. Большое здание было построено после завершения Крестового похода против катаров, которые сдали Каркассон, лишившись своего правителя, когда крестоносцы хитростью выманили его на переговоры и взяли в плен.
Свой нынешний вид базилика получила в результате реставрации. Благодаря подходу к реставрации Виолле-ле-Дюка, который многие считают спорным, базилика отличается от того здания, которое было построено после победы над катарами.
Виолле-ле-Дюк в реставрации придерживался следующего подхода: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». Таким образом, результат его работы не всегда соответствовал оригиналу, а часто имел и некие добавленные архитектором особенности.
Например, при реставрации восточных, Нарбонских, ворот были не только восстановлены осыпавшиеся зубцы на башнях, но и добавлен ложный подъемный мост, которого изначально не было.
В целом в результате реставрации получилась крепость, которая может быть и не совсем похожа на ту, что выдержала многие осады, но все же дающая представление о том, какими были города-крепости в Средние века.
Кроме как по крепости мы практически нигде в Каркассоне не гуляли. Выбрались только пару раз за пределы стен, спустились к реке и дошли до середины моста через Од, чтобы посмотреть на Ситэ издалека.
За пределами Ситэ Каркассон выглядит, как обычный европейский городок с улочками, домиками и церквями. По крепости же интересно гулять, представляя себя в средневековом городе с современными благами цивилизации вроде чашечки кофе с шоколадной булочкой.
Уезжая из Каркассона, мы заехали посмотреть на расположенный неподалеку от города шлюз Южного канала или Canal du Midi. Это судоходный канал, который соединяет крупный город региона Лангедок Тулузу со Средиземным морем.
Канал построили при Людовике XIV в 17 веке для транспортировки грузов.
Длина канала составляет 240 км. На всем его протяжении расположен 91 шлюз, при помощи которых суда поднимаются и опускаются на 190 м.
После строительства железных дорог канал потерял свое значение. Сейчас он используется только в качестве аттракциона для туристов, которым предлагается медленно и степенно попутешествовать под сенью платанов.
У шлюзовой станции недалеко от Каркассона местные жители отдыхают после велосипедной прогулки или приезжают туда на пикник. В остальном же там довольно безлюдно, даже смотрителей не видно. Пейзаж оживляют разбегающиеся из-под ног ящерицы и мелкие птички.
Сразу за платанами, высаженными вдоль канала, располагаются виноградники, на которых растет будущее лангедокское вино.
И там же у канала я осуществила свою давнюю мечту – попала на цело поле красных маков. Это непередаваемо красиво, особенно в сочетании с голубым небом, зелеными полями и желтыми цветочками каких-то сорняков.
Только мысль о том, что следующим пунктом назначения будет городок у подножия Пиренейских гор помогла мне выбраться из маков и заставить себя сесть в машину, чтобы ехать дальше.