На западе от виадука Мийо, там, где река Тарн начинает свой спуск из холмистой местности на ровное плато, на ее берегах расположился город со сложной судьбой – Альби. Мы поехали в него сразу после осмотра виадука, а привлек наше внимание этот город своей архитектурой: мостами и собором. А также тем, что Альби построен из красного кирпича.
Сложная судьба города Альби состоит в том, что его население практически полностью уничтожалось несколько раз на протяжении его истории. В первый раз это произошло в начале 13 века во время Крестового похода против ереси катаров, центром распространения которой и был Альби.
Катары проповедовали дуалистическую концепцию мироздания, где изначально существуют равные друг другу добро и зло. Все, что имело отношение к материальному миру, приравнивалось к злу, даже строительство церквей считалось злом, поскольку было материальным. Однако особенно беспокоило католическую церковь то, что катары отрицали любую власть: как церковную, так и светскую.
После того, как крестовый поход завершился истреблением всех приверженцев катарской ереси, до которых римский папа смог дотянуться, Альби окончательно перешел во владение французской короны. В первой половине 14 века его изрядно потрепали разбойничьи банды, сформировавшиеся во время Столетней войны, а ближе к концу того же столетия около двух третей жителей погибли в результате эпидемии чумы.
С 15 века в Альби наконец-то начался период спокойствия и благополучия, который привел к настоящему расцвету города. Жители разбогатели, начали строить большие и красивые особняки, через Тарн построили несколько мостов. Причиной всему стал огромный спрос на растение под названием вАйда, которое использовалось для получения темно-синей краски и в больших количествах произрастало вокруг города.
Главной достопримечательностью Альби является кафедральный собор Святой Цецилии (или Кикилии), построенный в честь искоренения ереси катаров. Собор был задуман, как символ власти католической церкви, и должен был доминировать над окрестностями. Проект здания предложил главный инквизитор региона Лангедок — Бернард де Кастане.
Собор полностью построен из красного кирпича и выглядит скорее, как мрачная цитадель, предназначенная для обороны, а не для общения с Богом. Внешние стены лишены какого-либо декора, их оживляют только узкие окна, которые своим внешним видом напоминают бойницы, и маленькие, на фоне остального собора, горгульи.
Колокольня похожа на донжон и возвышается над землей на 78 метров. Собор является не только самым большим сооружением в городе, считается, что это самое большое сооружение из кирпича во всем мире.
В силу монументальности собора, а также из-за неспокойных времен, которые Альби переживал после окончания борьбы с катарами, здание строилось почти 200 лет. За это время необходимость в церкви-крепости отпала, но архитекторы и строители сохранили основную концепцию без изменений.
Тем не менее на более поздних этапах строительства епископы Альби пытались украсить собор. Например, по приказу епископа Доминика Флорентийского вход в собор оформили в классическом готическом стиле, сделав красивый балдахин из привезенного известняка.
На контрасте с чрезмерно аскетичным внешним видом собора внутреннее убранство просто поражает своей сложностью. Кажется, что художник долго сдерживал себя, но, получив право творить, отпустил фантазию на волю.
Складывается ощущение, что внутри собора нет поверхности, не затронутой росписью.
На западной стене собора находится монументальная фреска с изображением сцен Страшного Суда, призванная напоминать грешникам о том, что произойдет с ними.
В сочетании с полумраком, царящим в соборе, такие изображения создают довольно мрачное настроение, несмотря на то, что окружающие стены расписаны квадратиками и ромбиками ярких цветов.
Центральная часть фрески Страшного суда была утрачена после того, как в стене прорубили проход в капеллу, расположенную под колокольней.
Над фреской находится огромный орган шириной 16 метров, который украшен красивой деревянной резьбой.
Перед фреской расположен выполненный итальянскими мастерами алтарь, абсолютно непохожий на все виденные мной ранее алтари.
Насмотревшись на посвященный покровительнице музыкантов Святой Цецилии собор, мы отправились к реке, чтобы посмотреть на мосты и на прилегающий к собору со стороны Тарна епископский дворец.
Дворец епископа носит название Берби и происходит от искаженного окситанского слова «бисбиа», которое и переводится, как епископство. Здание дворца внешне очень напоминает собор, то есть фактически тоже выглядит, как неприступная крепость с бойницами, выходящими на реку.
После того, как обороняться стало не от кого, Берби начал превращаться в обычную дворцовую резиденцию с галереями, террасами, салоном и библиотекой. Был разбит небольшой французский сад, который стал местом для прогулок.
Сейчас в сад никого не пускают, и его красотой вблизи могут наслаждаться только садовники. Однако можно прогуляться по галерее, где раньше вышагивала стража, неся дозор.
С галереи открывается самый красивый вид в Альби – на реку и несколько кирпичных мостов с арками. Самый первый мост был построен еще в 11 веке, и сохранился до сих пор. Его считают самым старым мостом того времени, который не только дошел до наших дней целым, но и продолжает выполнять свои прямые функции. На картинке – это ближайший мост.
Мосты в свое время сыграли важную роль в развитии города. Они не только позволили горожанам строить дома на противоположной стороне Тарна и тем самым расширить город, но и внесли свой вклад в экономический подъем города, поскольку на проезд по мостам взималась пошлина.
Современный Альби представляет собой тихий провинциальный городок в населением около 50 тыс. человек. По его улочкам просто приятно бродить и рассматривать старые дома.
Ни Первая, ни Вторая Мировая война почти не задела город, поэтому в нем сохранилось множество сооружений 15 века с характерных сочетанием каменных и деревянных материалов, использованных при строительстве. Камнем часто выступал кирпич, поскольку его проще всего было достать.
Вечером в Старом городе становится совсем безлюдно. Туристы начинают разбредаться по ресторанам или гостиницам, а местные жители разъезжаются по домам. Самым тихим и спокойным местом, где даже туристы стараются не шуметь, можно назвать внутренний дворик церкви святого Сальвия Альбийского.
Церковь посвящена первому епископу Альби, чьи мощи хранятся в крипте под зданием. Во дворе служители выращивают различные растения, каждое из которых заботливо отмечено табличкой.
Нам город понравился, единственное, что мы не смогли оценить местную кухню, поскольку по приезду сразу же перекусили модными черными бургерами в популярном среди молодежи месте, а ужинать уехали в Каркассон. Однако нагулялись по Альби мы изрядно, так как Старый город стоит неспешной и вдумчивой прогулки.