Замок Шамбор считается одним из самых узнаваемых замков долины реки Луары и Франции вообще. Замок расположен примерно в 170 км от Парижа рядом с городком Блуа на землях, которые в 14 веке Людовик XII Орлеанский купил у местных графов. Сам замок построен по приказу сына Людовика XII, Франциска I. Существует легенда, согласно которой Франциск выбрал это место для строительства замка, поскольку хотел жить недалеко от своей дамы сердца, графини Тури.
Неизвестно, кто являлся архитектором замка, однако, ходили слухи, что после взятия Милана Франциск влюбился в архитектуру Северной Италии и пригласил Леонардо да Винчи во Францию, чтобы спроектировать для него замок. Строительство замка началось через несколько месяцев после смерти Леонардо, поэтому историки приписывают участие в строительстве еще одному известному итальянскому архитектору того времени Доменико да Кортона, прозванного Боккадор из-за огненно рыжей бороды.
Замок расположен на территории огромного парка, который является самым большим огороженным парком в Европе. Его площадь составляет почти 5.5 гектар, а протяженность стены, которой он окружен, равна 32 км.
Парк представляет собой охотничьи угодия, где обитает более 100 видов птиц, а также олени и кабаны.
На территории парка расположено несколько искуственных водоемов. Однако при строительстве замка Франциск серьезно рассматривал возможность изменения русла реки Луары, поскольку хотел, чтобы река протекала прямо под стенами замка.
Согласно замыслу Франциска и архитектора замок должен был представлять собой крепость, поэтому по примеру замков Средневековья Шамбор построен вокруг центрального объекта.
Крыша замка очень плотно застроена башенками, дымоходами, высокими окнами и просто архитектурными украшениями. Первое определение, которое приходит в голову — замок с башенками. Именно так его все и называют.
Франциск хотел соединить в архитектуре замка стиль итальянского Возрождения и традиционный французский стиль. Однако лично у меня из-за обилия башенок и их закругленных крыш замок вызывает ассоциации с минаретами мечетей в Стамбуле, что ни в коем разе не уменьшает красоту здания.
Всего в замке 5 этажей, на каждом из которых расположено по 4 квадратных и 4 круглых помещения. Из одного помещения на одном этаже можно добраться до другого через коридоры, обращенные в четыре стороны света.
Войти в замок можно либо через центральный вход, который ведет в в центральную часть строения, или через одно из крыльев: западное или восточное. В восточном крыле расположена небольшая выставка карет, на которых граф Шамбор планировал отправиться в Париж и занять трон, как последний законный наследник французского престола. Однако этого не случилось, и кареты так и остались в замке.
Центральный вход ведет в донжон, из которого можно попасть в любую часть замка.
Самой примечательной частью донжона является двухзаходная винтовая лестница, по которой можно подняться на самую крышу.
Лестница состоит из двух непересекающихся спиралей, которые вьются вокруг центрального колодца. Два человека, идущие навстречу друг другу по разным спиралям лестницы, никогда не пересекутся, но смогут увидеть друг друга в окошки в колодце.
Стены вокруг лестницы украшены лепниной, выполненной преимущественно в стиле Возрождения.
На потолках на каждом этаже можно найти изображение саламандры, эмблемы Франциска I, и монограмму F, в обрамлении шнура с узлами, эмблемы матери Франциска, Луизы Савойской.
Поскольку замок строился, как крепость, его стены очень толстые, потолки высокие, а все помещения холодные и сырые. Почти в каждом помещении есть камины, которые топят зимой, чтобы посетители не замерзли во время прогулки по замку.
Всего в замке 365 каминов, по количеству дней в году. А помещений всего 440.
Лестниц в замке тоже не мало, а именно 77. Все эти лестницы представляют собой сложный лабиринт, который по слухам был задуман специально, чтобы многочисленные фаворитки Франциска не могли встретиться друг с другом, гуляя в разных частях замка.
В замке восстановлены интерьеры довольно многих помещений. Можно посмотреть на покои Франциска, его кабинет, покои Стенислава Лещинского, свергнутого польского короля, покои и кабинет королевы и многое другое.
В комнате Станислава Лещинского находится картина с изображение охоты в угодиях замка Шамбор.
Бродить по замку можно очень долго, но в холодное время года и просто в прохладные дни через некоторое время становится холодно, и чтобы погреться можно выйти на улицу на крыше.
На крыше расположена большая терраса, с которой открывается прекрасный вид не только на территорию парка, но и на многочисленные башенки, дымоходы и капители.
Центральная лестница переходит в маяковую башню, которая возвышается над крышей на 32 метра. Ее вершину украшает объемная королевская лилия.
Крыша замка выложена сланцевой черепицей, из сланца же сделаны украшения башенок и дымоходов, выполненные в виде геометрических фигур.
Франциск I потратил на строительство замка почти все золото королевской казны. Когда денег стало не хватать, король приказал плавить драгоценности своих подданных, чтобы обеспечить непрерывное финансирование строительства. В результате появился замок, который Виктор Гюго сравнивал с прекрасной женщиной, чьи волосы красиво разметало резким порывом ветра.
После окончания строительства Франциск проводил довольно мало времени в замке, поскольку к тому моменту его страсть к графине Тури, рядом с которой он мечтал поселиться, угасла. Замок много раз переходил в руки различных графов и возвращался во владения французской короны. Он успел побывать и казармой, и театром во время первой постановки «Мещанина во дворянстве» Мольера, и даже химической лабораторией графа Сен-Жермена.
В середине 20 века замок перешел в собственность французского государства и с тех пор является музеем. Замок также внесен в список всемирного наследия ЮНЕКСО.
Ехать смотреть замок Шамбор рекомендуется в июле и в августе, когда проводится ночное представление, во время которого замок красиво подсвечивается изменяющимися рисунками под музыкальное сопровождение. Но и без подсветки, днем, в любое время года, замок производит впечатление. Франциск любил хвастаться своим прекрасным замком перед своим испанским соперником Карлом V и, как мне кажется, вполне имел на это право.