В 2011 мы были в Венеции во время нашего мотопутешествия до Италии и обратно. Летом в Венеции хорошо, правда, немного жарко и народу побольше, но вот зимой город на воде по-настоящему прекрасен. В Венеции не так много деревьев, кроме того, она находится на широте Краснодарского края, поэтому смена времене года там не такая резкая, как, например, в Москве, и видно ее не так отчетливо, но общее настроение зимней Венеции отличается от летней. Туристов сильно меньше, если только это не дни карнавала, на каналах тихо и приятно, а закаты случаются рано и просто волшебны.
По сравнению с летней зимняя Венеция практически пуста. Многие считают, что зимой там холодно и слякотно, но Венеция — это не Петербург, поэтому даже в феврале там может быть очень приятно, можно ходить без куртки, а только лишь в теплой флисовой кофте.
Зимой Венеция как бы увеличивается в размерах, поскольку на площадях и набережной Гранд Канала нет столиков летних кафе. Сами каналы тоже более пустые, так как почти нет лодок, с которых продают фрукты и овощи.
В городе появляется пространство, которого нет летом. Открываются незаметные в зелени деревьев вещи.
При этом зеленые растения, выставленные хозяевами в качестве украшений своих домов, приятно освежают пейзаж.
Воздух совсем другой нежели летом: прозрачный и чистый, с легким запахом холодного моря и соли.
В таком прозрачном воздухе гораздо звонче и дальше разносятся песни гондольеров, хотя зимой они поют реже.
Зато выглядят гондольеры почти одинаково, как зимой, так и летом: шляпы с лентами и полосатые кофты. Только зимой под кофтами еще 2-3 слоя одежды, чтобы не замерзнуть.
И еще одно неоспоримое преимущество зимней Венеции — это освещение. В зимние месяцы солнечные лучи падают совсем по-другому, поэтому и глазу смотреть приятнее, и картинки получаются интереснее.
Местных жителей зимой почти совсем не видно улицах. Летом они сидят в тратториях за чашечкой кофе на берегу каналов, а в холодное время года лишь изредка выходят погулять и неспешно позаниматься делами, которые уже совсем никак не отложить.
Только в зимней Венеции возможно оказаться в совершенном одиночестве на улице или на берегу канала.
При приближении к главной площади города, Сан-Марко, все конечно же меняется. На улице, ведущей через мост Риальто к площади всегда столпотворение. Во многом этому способствуют многочисленные сувенирные магазины и прилавки, у которых все останавливаются.
Рождественские украшения в городе не снимают до Пасхи. Венецианцы очень практичны и считают, что нет смысла лишний раз залезать на лестницу, когда можно сделать это один раз, чтобы снять одно и сразу же повесить другое украшение.
На площади Сан-Марко нет безумных извивающихся длинной змеей очередей во Дворец Дожей, Собор Святого Марка и на Колокольню Собора. Народу все равно много, но не настолько.
Архитектура Венеции не меняется. Конечно что-то где-то обновляют, другое постепенно ветшает, но ничто не исчезает.
Фигуры на Часовой башне исправно стучат по колоколу, отбивая часы, их половины и четверти. А сами часы восходящим солнцем на циферблате показывают день, а садящимся — вечер, как и 500 лет назад.
На статуях на крыше Национальной Библиотеки Марчиани, то есть все того же Святого Марка, восседают чайки.
Святой Марк, которому принадлежит второе Евангелие, является покровителем Венеции, и именно поэтому все на площади Сан-Марко посвящено ему: колокольня, Собор, библиотека, башня с часами и сама площадь.
Покровителем Венеции Святой Марка стал не случайно. Согласно преданию проповеди христианства в городах Венецианской лагуны проводил именно Марк. Собор Святого Марка сейчас расположен на месте базилики, которую в 9 веке специально построили для мощей Святого, вывезенных из Александрии после того, как мусульмане начали разрушение христианских храмов.
Крылатый лев, который встречается в Венеции повсеместно и является ее символом, это в первую очередь символ Святого Марка. Раннехристианские теологи объясняли соответствие льва Марку фразой из его Евангелие: «Глас вопиющего в пустыне: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»». Считалось, что вопиющий глас — это рычание льва.
Еще одно преимущество зимы в Венеции и небольшого количества туристов — это возможность посмотреть на Мост Вздохов не через головы толпы. Тем более что мост недавно отреставрировали, и он выглядит, как новый.
Мост Вздохов соединял Дворец Дожей и городскую тюрьму, и свое название мост по одной из версий получил из-за горьких вздохов заключенных, которых проводили по нему.
У Арсенала, судостроительного комплекса бывшей Венецианской республики, довольно пустынно всегда. Именно поэтому это место в Венеции мне нравится больше всего.
В средние века в Арсенале находилась самая большая в мире база морского флота, где было все необходимое для строительства и сооружения военных кораблей, включая кузницы, собственно верфи, оружейные склады и мастерские.
Когда зимой вечереет и небо начинает окрашиваться в закатные цвета, становится понятно, почему для венецианских фонарей был придуман именно такой цвет. Они прекрасно гармонируют с пастельными цветами заката над морем, когда солнце садится в дымку.
Сумерки в Венеции превращают город в сказку наяву, яркие детали размываются, все цвета становятся приглушенными и нежными. А фонари как будто впитывают в себя этот цвет, чтобы напоминать о нем днем.
С пьяцетты перед Дворцом Дожей открывается самый восхитительный вид на зимний закат.
Когда солнце скрывается за горизонтом, и небо окрашивается в более глубокие и темные цвета, повсюду начинают зажигаться фонари и фонарики.
Спустя несколько минут небо совсем темнеет, и настает ночь.
С наступлением темноты венецианцы закрывают ставни на окнах и почти перестают выходить на улицу, ложаться спать тоже очень рано. На улицах остаются только туристы, которые зимой тоже стараются разойтись по гостиницам и парковкам пораньше, ведь кто-то приезжает всего на один день. Да и зимние ночи в Венеции не такие приятные, как дни, и после заката становится ощутимо холоднее.