Последний день в Париже мы посвятили неспешным прогулкам по набережной Сены и внимательному осмотру собора Нотр-Дам снаружи со всех сторон. Традиционно собор Парижской Богоматери изображают или фотографируют со стороны главного фасада, таким образом, вид на центральный витраж собора и башни с колоколами более привычен, чем все остальные. Однако боковые фасады не менее грандиозны, а видом с набережной можно любоваться бесконечно. Собственно именно поэтому на реке находится множество барж с ресторанами, где можно вкусно поесть с видом на сердце Парижа.
Начало строительства Нотр-Дама было положено во второй половине 12 века. С самого начала у идеи возведения в городе грандиозного собора были противники. В городе в то время царил голод, и средства которые планировалось затратить на строительство, лучше было бы потратить на действительно благое дело. Тем не менее разрешение Папы Римского было дано, и работы начаты.
Строительство собора длилось почти два века, и по его завершении действительно грандиозное сооружение, которым стал Нотр-Дам, превратилось в центр всех значимых событий страны. В соборе Парижской Богоматери проходили церемонии коронации и бракосочетания королей, там же был коронован Наполеон. Однако к собору не всегда относились с почетом. Людовик XIV приказал разрушить некоторые витражи и гробницы, во время французской революции из Нотр-Дама сделали винный склад, перелили колокола в пушки, а надгробные плиты в пули, у иудейских царей посносили головы.
Только после выхода в свет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» на Нотр-Дам вновь обратили внимание и наконец начали реставрацию здания, которое к тому времени находилось в таком плачевном состоянии, что власти Парижа всерьез задумывались над сносом собора. Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-де-Люка и длилась 23 года. Во время реставрации были снесены постройки примыкавшие к собору со стороны главного портала, в результате чего образовалась площадь перед зданием.
В результате реставрации Нотр-Дам получил новый шпиль взамен старого, который был разобран в 1786 году. Шпиль построен из дуба и облицован свинцом.
У подножия шпиля находятся четыре группы статуй, каждая их которых изображает апостолов. Кроме апостолов в каждой группе присутствует животное, таким образом, всего статуй с каждой стороны от шпиля — четыре. Все апостолы смотрят в сторону Парижа, за исключением Святого Фомы. Существует предположение, что лицо этого святого было обращено в сторону шпиля, потому что Фома является покровителем архитекторов.
Кроме шпиля собор Парижской Богоматери украшают многочисленные горгульи, которых также обновили во время реставрации. Если присмотреться к одной горгулье, которая находится на боковой стене собора, то можно увидеть, что она кардинально отличается от всех остальных. Эта горгулья в шляпке и с сумочкой. В Париже ходит легенда, что один из мастеров изобразил в виде этой горгульи свою тещу.
На самом деле горгульи — это не что иное, как водосточные трубы, выполненные в виде различных существ с длинной шеей, ну и тещи мастера. В средние века горгульи считались созданиями, сотворенными Святым Михаилом для борьбы с демонами. В связи с этим гаргульи были предназначены не только для отвода воды, но и для защиты замков и церквей от врагов.
С противоположной от главного портала стороны собора Парижской Богоматери находится сквер Иоанна XXIII, названный в честь одного из самых популярных Пап XX века. Изначально на месте сквера находился дворец архиепископа, который был сначала разграблен, а затем разрушен во время революции.
В центре сквера находится фонтан Девы, посвященный Деве Марии.
Из сквера мы пошли гулять по набережной в надежде найти баржу Дункана Маклауда, на которой последний жил в Париже в сериале Горец. Может быть среди увиденных нами барж и была та самая, но мы ее не узнали.
На самом деле на баржах, пришвартованных к берегам Сены, действительно живут люди. Ближе к Нотр-Даму больше барж с ресторанами, однако, чем выше по течению Сены, тем больше барж, на которых живут обычные люди, которые выбрали в качестве дома плавучее средство передвижения.
Примерно в 1.5 километрах от собора Парижской Богоматери на набережной начинают появляться современные здания из стекла и бетона, в которых располагаются офисы коммерческих компаний и государственные учреждения. Однако к счастью новые здания построены с учетом общей высоты окружающих зданий и не слишком портят вид. С противоположного берега между офисными зданиями можно даже разглядеть башню с часами Лионского вокзала.
Чем дальше от центра, тем меньше на набережных туристов, зато больше местных, которые гуляют друг с другом, в одиночку или с собаками, бегают, ездят на велосипедах или ведут неспешные беседы, сидя на лавочках. Вообще по набережным гулять весьма приятно, даже если они довольно далеко от Лувра.
Дойдя до конца прогулочной части набережной, мы посмотрели на огромную транспортную развязку с трассой Е50 и пошли в обратную сторону. У Нотр-Дама с набережной мы поднялись наверх и направились отдыхать в небольшой Сквер Рене Вивиани с видом на собор.
В центре сквера находится небольшой фонтан, посвященный легенде о Святом Юлиане Бедном, который в молодости по неосторожности убил своих родителей. Чтобы искупить свой грех Юлиан поселился рядом с рекой и стал помогать всем, кто переправлялся через реку, давал приют путешественникам и лечил больших. Однажды к нему под видом прокаженного пришел сам Иисус и, получив от Юлиана помощь, даровал тому прощение.
Сам же сквер назван в честь первого министра труда Франции.
В сквере мы поели купленных в магазине неподалеку свежих macarons и направились пешком в сторону гостиницы. По пути мы решили снова пройти мимо Люксембургских садов и заглянуть на улицу, где в романе Дюма жил Д’Артатьян.
Милейший господин Буонасье сдавал гасконцу комнату на ул. Могильщиков. Ныне эта улица носит название Сервадони.
Совсем недалеко проживали мушкетеры Атос и Арамис, и рядом же находился монастырь кармелиток, куда захаживал последний.
Гулять по Парижу хорошо, но нам пора было собирать вещи. На следующий день нас ждала дорога в Брюссель к бельгийскому пиву и шоколаду.