В Пекине очень пыльно. Настолько, что небо всегда застилает пылевая дымка, а половина населения ходит в масках, закрывающих рот и нос. Обочины дорог засажены розовыми кустами, которые цветут даже в ноябре, но и это не помогает справиться с огромным количеством пыли. Из-за пыли невозможно рассмотреть почти никакую панораму Пекина.
Только в утро после дождливого дня, пока на дорогах только начала скапливаться первая волна пробок, воздух был более-менее прозрачен, чтобы из окна гостиницы разглядеть деловой центр города.
На третий день у нас была запланирована довольно насыщенная программа с посещением музея, фабрики и двух парков. Кроме того, мы решили, что неплохо было бы культурно отдохнуть еще и вечером, и потребовали билеты на Кунг-фу шоу. Рано утром в холле отеля нас встретил утеплившийся по сравнению с предыдущим днем гид, и по свежим пробкам мы потащились в Музей сандалового дерева. Пробки оказались не такими страшными, как все ожидали, поэтому в Музей мы приехали минут за 10 до его открытия.
Пришлось некоторое время гулять вокруг и рассматривать стены. Тут нам как раз и рассказали про львов-стражей. По верованиям Древнего Китая лев являлся защитником закона, а также символом могущества, успеха, императорской власти и силы. Львы-стражи всегда располагались парой у входа в священное сооружение или здание, имеющее какое-либо отношение к Императору. Справа всегда находится лев, который придерживает лапой шар, символ буддийского знания, несущий свет в тьму и имеющий свойство исполнять желания. Слева — львица придерживает лапой маленького львенка.
При этом обычно у одной из скульптур пасть открыта, а у другой — закрыта. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти, как удержание добрых духов и отпугивание злых и так далее. Однако у ворот Музея сандалового дерева оба льва были с открытой пастью.
Музей сандалового дерева в Пекине был построен на средства частного инвестора. Этот факт отдельно подчеркивается всеми экскурсоводами. Более того, инвестор — женщина, причем самая богатая женщина в Китае, у которой нашлось 200 миллионов юаней (без малого миллиард рублей) на весь проект.
Музей занимает 4 этажа. К сожалению, большую часть экспонатов фотографировать нельзя даже без вспышки.
Экспонаты Музея — это предметы мебели, принадлежавшей Императорской семье, уменьшенные копии различных архитектурных сооружений Китая, резные картины. Например, кусочек пагоды.
Небольшой трон и неизменный экран за ним.
Детали.
Большой трон из сандалового дерева, покрытого золотом.
На последнем этаже находится макет Храма Неба, выполненный все из того же сандалового дерева. Он очень большой, поэтому в кадр не помещается категорически.
В последний день в Пекине мы были в этом Храме Неба. Там все именно так, да.
Также в Музее есть макеты двух крепостей со внутренними дворами, мостами и всеми постройками. Каждая деталь вырезана с величайшей тщательностью. Вокруг этих макетов ходишь, открыв рот, и пытаешься уложить в голове хотя бы время, которое было потрачено на их изготовление. Увы снимать эти макеты было нельзя, а вокруг периодически прохаживались сотрудники Музея и контролировали, как бы чего лишнего не сделали. Поэтому поверьте на слово — невероятные вещи!
После Музея сандалового дерева нас повезли на шелковую фабрику, которая на самом деле магазин, где только часть помещений занимает демонстрационный зал и небольшая выставка одежды и головных уборов.
Шапочки Императрицы. Вывод о том, что вещь принадлежала именно Императрице, можно сделать исходя из рисунка на ней. В Китае Императрице покровительствовал феникс, а Императору — дракон.
Дальше нам показали весь процесс производства шелка: от гусеницы-шелкопряда до конечного продукта — одеяла. Гадости вам показывать не буду, поэтому просто белые и пушистые коконы, из которых вынимается гадость, а потом на станках разматывается шелковая нитка. Причем нитку разматывают из нескольких коконов, сплетая в одну более толстую нить, которую в дальнейшем и используют.
Потом нас повели в магазин и попытались продать одеяла и постельное белье. Мы не заинтересовались, зато про путешествующую с нами мертвым тяжелым грузом Тетку выяснилось, что она «сама торгую постелью, поэтому все знаю, знаю, как же, ага». Мы же попытались найти мне платье по размеру, но китайцы не шьют изделия XS. Пришлось заказывать у портных, зато можно было выбрать ткань и фасон, ткнув пальцем в рулон и манекен. Меня измерили вдоль и поперек, но не поверили своим же цифрам, и в итоге даже после переделки платье все равно не совсем сидит по фигуре. В полный рост фотографии платья нет, только на картинке с корпоратива. Для тех, кто не видел, вот:
После того как мы заказали платье, нас повезли в Парк Национальностей, расположенный рядом с Олимпийским парком Olympic Green. Парк Национальностей является большим этнографическим музеем под открытым небом, где демонстрируется архитектура, образ жизни, национальная одежда и ремесла основных народностей Китая.
У входа мы заметили нескольких монахов, которые фотографировались на айпады китайские заменители айпадов в обложках цвета одежд.
Всего в Китае живет 56 различных народностей, 40 из которых на данный момент так или иначе представлены в Парке.
В сезон в Парке очень много посетителей, все аллеи заставлены лавочками с сувенирами, однако, мы ни того, ни другого почти не застали.
Опять же в сезон в каждой локации (спасибо РИ за наше счастливое детство за словарный запас) есть жители в национальной одежде, которые демонстрируют различную деятельность, характерную для той или иной народности. Пишут, что некоторые даже выращивают какие-то овощи. Мы видели только пустые огороды и кукурузу. Кукурузы там столько, что невольно закрадывается мысль о том, что она осталась еще от дружественных визитов из СССР времен Брежнева.
В дома можно заходить, хотя половина дверей уже закрыта на зиму. Внутри некоторые дома обставлены в соответствии с традициями какого-либо из народов, в других же открыты музеи, где под стеклом лежат различные предметы быта, полученные в результате раскопок. Вот, например, архитектура народа Мяо, который живет на юге Китая.
Дома Качинов (Цзинпо) напоминают большие склады, поскольку по большей части именно ими и являются. На первом этаже всегда хранится собранный урожай риса, а на втором живут. При этом дома стоят на сваях различной высоты, поскольку располагаются на воде.
Поскольку Парк Национальностей находится рядом с Олимпийским парком, на заднем плане периодически возникают олимпийские сооружения. Например, семизвездочная гостиница в виде флага, в которой жили спортсмены.
В день, когда мы гуляли по Парку, там почти никого не было. Коты и кошки нам попадались гораздо чаще, чем люди, что удивительно для Китая.
Всю территорию Парка пронизывает водоем, на берегу которого также располагаются различные культурные экспонаты.
В водоеме живут рыбы, которых можно кормить кукурузой, и гуси-лебеди-утки.
Довольно большую часть экспозиции занимает архитектура самих китайцев.
А некоторые народы представлены на совсем маленькой территории. К таким относятся, например, орочоны, народ, для которого до сих пор главной фигурой является не партия или генеральный секретарь, а шаман.
В летнее время в Парке устраивают представления в национальных костюмах, а также проводят фестивали и праздники. Всего праздников 17, и они также демонстрируют культуру различных народов Китая. Но в ноябре можно увидеть только пустые здания. Зато Парк Национальностей в этот месяц, наверное, одно из самых пустынных мест в Пекине.
Парк разделен на две части по принципу московского зоопарка, то есть они также находятся по разные стороны автомобильной дороги и соединены мостом. Причем мост также оформлен в стиле одной из народностей, поэтому увлекшись можно и не заметить, что вы только что прошли над улицей с оживленным движением.
Во второй части представлены в основном северные народы. Например, тибетцы.
А также какой-то очень суровый народ, который украшает свои дома черепами животных.
Вообще различных элементов декора очень много, поэтому Парк выглядит довольно красочно, особенно вторая его часть.
В связи с окончанием сезона часть Парка была закрыта на реконструкцию, поэтому нам пришлось пробираться через кучи строительного мусора, чтобы выйти.
К концу прогулки мы устали, замерзли и проголодались. Посмотреть все вышеперечисленное мы успели еще до обеда, а после него нас ждал Парк Чжуншань рядом с площадью Тяньаньмэнь, но о нем отдельно.