Побывать в Стамбуле и не прокатиться на кораблике по Босфору — это практически моветон, поэтому мы, изучив накануне ситуацию с корабликами, в один из дней пришли к причалу искать себе морское судно. Корабликов много, все предлагают поплавать по Босфору разное количество времени: от часа до трех. Мы случайно наткнулись на трехчасовой тур. Думали, что будем просто долго-долго плавать туда-сюда по Босфору, но все оказалось не так просто.
Сначала мы долго плыли по одной стороне пролива, рассматривая особняки, виллы, мечети и дорогие отели. Больших вилл, так называемых йаллов, довольно много, что неудивительно, поскольку со времен завоевания Константинополя его берега считались довольно престижным местом для жительства из-за красоты окружающей природы.
Потом мы доплыли до моста Босфорского моста, первого моста, построенного через Босфор в 1970 году. До его строительства попасть из одной части города в другую можно было только на пароме. Обычно в этой точке все кораблики разворачиваются и плывут по другому берегу пролива обратно.
Нас же повезли дальше, к следующему мосту — мосту Султана Мехмеда Фатиха.
Прямо рядом с мостом расположена крепость. Мы уже было собрались планировать, как бы нам успеть в нее попасть в этот приезд, учитывая все наши планы на оставшееся время, как капитан сообщил, что у нас есть целый час, чтобы там погулять. Мы страшно обрадовались, высыпались вместе с кучей других туристов из кораблика и шустро побежали к крепости.
Крепость — это Румельская крепость или Румелихисар, ее название в переводе с турецкого означает «перерезающая горло». Она была построена тем самым Мехмедом Фатихом (Завоевателем) дабы отрезать Константинополь от Черного моря и подготовиться к штурму города.
Крепость была построена в самом узком месте пролива всего за 4.5 месяца. Напротив нее расположена еще одна крепость — Анатолийская. Таким образом, две крепости полностью перерезают подход к городу через Босфор.
Внутри крепости сейчас открыт музей Артиллерии и летний театр, где иногда проходят представления.
Больше в крепости ничего нет. На стены и башни можно подниматься по лестницам, внутрь кроме музея никуда не пускают, но и без этого крепость прекрасная. Она отреставрирована, но не так, чтобы это сильно бросалось в глаза.
Рядом с крепостью расположено много ресторанчиков, где при желании можно съесть что-нибудь рыбное. Но у нас были другие планы на место для ужина, поэтому мы просто вернулись на кораблик. На обратном плыли уже по другой стороне пролива, где тоже расположено много вилл.
И конечно же нас провезли мимо местной достопримечательности — Девичьей башни (Кыз Кулеси), что стоит посреди Босфора на крошечном островке. Нет единой версии о том, когда, кем и зачем башня была построена, поэтому у нее конечно же есть легенда и не одна.
По легенде один турецкий султан безумно любил свою дочь. Когда девочка еще была маленькой, ясновидец предсказал, что она умрет, когда ей исполнится 18 лет. Султан отдал приказ построить башню и перевез туда дочь, чтобы уберечь от смерти. Когда дочери султана исполнилось 18 лет, султан подарил ей горшок с фруктами. Когда девушка открыла горшок, в фруктах оказалась ядовитая змея, которая укусила ее. Девушка умерла, как и было предсказано. Есть и счастливый конец — появился принц и спас ее, высосав яд змеи.
Насмотревшись на одну крепость вблизи, мы решили, что нужно обязательно съездить в другую — крепость Семи башен или Едикуле, через которую Мехмед Фатих и прорвался в Константинополь. В Едикуле мы поехали на следующий день. Добираться до нее пришлось на электричке, однако, крепость все равно находится в черте города.
От станции нужно пройти маленькими улочками несколько маленьких перекрестков, чтобы попасть к самой крепости. Станция, кстати, тоже называется Едикуле.
Едикуле была построена Мехмедом II сразу же после взятия Константинополя путем пристройки к четырем уже имеющимся башням Феодосиевых стен у Золотых ворот еще трех башен.
Феодосиевы стены были построены для защиты Константинополя при Императоре Феодосии II. Их общая длина составляла 5630 м, а количество башен равнялось 96. Парадной башней считались Золотые ворота, Врата Царьграда.
Ворота состояли из трех мраморных арок, увенчанных крылатой статуей Победы.
Наиболее слабым участком стены оказалось место, где сейчас стоит Семибашенная крепость. Собственно Мехмед Завоеватель и приказал построить ее, чтобы укрепить участок стен, через который он вошел в город.
Дорога в Константинополь.
В Едикуле также свободно можно лазить по стенам и башням. В некоторые башни даже можно заходить. Например, в бывшую тюрьму, где содержались неугодные султану личности.
Кого-то содержали в весьма комфортных условиях, в которых некоторые даже писали стихи. Другим же везло меньше, а для совсем неудачливых был специальный колодец со змеями.
Еще можно зайти в крошечную караулку, а в одной из башен подняться по деревянной лестнице на несколько этажей вверх.
Прямо под стенами крепости располагаются огороды и кладбище.
Сейчас крепость объявлена музеем, там можно бродить самому, а можно приехать с экскурсией.
Что касается стен, то они продолжают оставаться неотъемлимой часть города, несмотря на свою более чем 1500летнюю историю.
Еще одной достопримечательностью Стамбула, которую стоит посмотреть, если вы приехали именно в Константинополь, является Цистерна Базилика, древнее водохранилище. Расположено оно метрах в 50-60 от Святой Софии. Там есть указатель, так что потеряться невозможно.
Размеры подземного сооружения — 145 на 65 метров, емкость — 80000 кубических метров. Сейчас воды там совсем немного, только для красоты. Но если представить, что когда-то оно было все заполнено водой…
Сейчас в воде живут вечноголодные рыбы, которые с радость набрасываются на любую крошку, которую им бросают.
Потолок Цистерны поддерживают 336 колонн, поставленных в 28 рядов. Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они не все одинаковые. Самыми знаменитыми являются колонны с головой Медузы Горгоны.
В настоящее время под Стамбулом найдено более 40 цистерн, но только Цистерна Базилика открыта для посещения. Также мы видели маленькую цистерну в Румельской крепости. Она также была построена в качестве резервуара питьевой воды на случай засухи или осады, но по сравнению с Базиликой она просто тазик рядом с бассейном в Олимпийском.