Summer trip: Венгрия, Будапешт

В Будапешт мне хотелось с тех пор, как я увидела  фотографии Парламента, поэтому когда мы начали планировать маршрут нашей поездки, я попросила включить туда столицу Венгрии, чтобы своими глазами увидеть эту красоту. По ходу составления маршрута вышло так, что Будапешт был первым европейским городом, где мы делали остановку, чтобы погулять.

В город мы приехали раньше, чем планировали, поэтому в хостеле нас никто не ждал. Мы звонили в дверь, спрашивали у хозяина соседней сауны, где все, но никто ничего не знал. Тогда мы позвонили по указанному телефону и выяснили, что нас ждут только к 9 вечера, как мы и написали при бронировании, и раньше приходить не собираются. Большой плюс нашего хостела заключался в том, что находился он на улице, где полно ресторанчиков, кабаков, кофеен и прочих мест питания. Полно — это даже не то слово, т.к. на эту улицу даже указывал специальный знак:

Мы скинули куртки и расположились в ближайшем (в шаге от мотоцикла) ресторанчике. К 9 часам мы поели, отдохнули и были готовы пойти немного погулять. Как раз пришел хозяин хостела и пустил нас в нашу комнату. Хостел в Будапеште представлял собой квартиру на последнем этаже четырехэтажного дома. Потолки в этом доме были метра четыре не меньше, поэтому подниматься на последний этаж без лифта с вещами, да и без вещей, было нелегко.

Мотоцикл поселили во дворе.

После заселения мы пошли немного погулять на набережную и посмотреть на голубой Дунай. Вообще на фотографиях со спутника в картах google Дунай не выглядит голубым, но ночью вполне можно представить, что вода голубая, как в песне. Вечером я фотоаппарат с собой не взяла, поэтому показать ночной Будапешт увы не могу. Но город производит очень приятное впечатление: все, что должно быть освещено, красиво подсвечено фонариками. По набережной очень приятно прогуливаться.

На утро у нас была запланирована обширная культурная программа, которую мы и принялись выполнять, как только смогли заставить себя встать. Современный Будапешт был образован слиянением трех городов: Пешта, Буды и Обуды. Пешт расположен на восточном берегу Дуная и представляет собой плоскую как стол равнину. Буда и Обуда находятся на западном берегу, это уже холмистая местность.

Жили мы в Пеште, поэтому гулять по городу начали с этой части. На метро мы доехали до городского парка Варошлигет, где находится замок с труднопроизносимым (как и все слова венгерского языка) названием Вайдахуняд. Метро в Будапеште ничем не отличается от метро в произвольном европейском городе: одинаковые станции, никаких излишеств. Поезда там, правда, ходят производства Мытищинского вагоностроительного завода и выглядят они так себе. Даже самый старый вагон московского метро выглядит лучше.

В парк мы приехали исключительно ради замка.

Замок был построен в 1896 году в честь празднования 1000-летия обретения венграми родины. Сначала замок построили деревянный как декорации для спектакля, а через несколько лет перестроили уже «на века» из камня.

Замок стоит на берегу пруда, а в пруду представители современного искусства устроили выставку скульптур. Сфотографировать замок так, чтобы эти самые скульптуры не попадали в кадр просто невозможно, что доказывает та розовая фигня в левом углу. А вот еще демонтрация художественности композиции.

Ну и все целиком:

Modern Art

И все же этот ужас в пруду не помешал нам полюбоваться архитектурой замкового комплекса, в которой по задумке архитектора оказалось намешано много кусочков самых разных знаменитых сооружений Венгрии.

Во дворе замка мы нашли памятник анониму. Если заглянуть под капюшон, то можно увидеть абсолютно незапоминающееся и немного отталкивающее лицо.

Гулять в парк мы пришли очень рано, поэтому других людей там почти не было. Зато когда мы выходили на площадь перед парком, нам навстречу огромными толпами двигался народ из экскурсионных автобусов. Они как раз уже посмотрели площадь, поэтому нам ее смотреть уже не мешали.

Площадь называется площадью Героев. На ней заканчивается проспект Андраши, одна из наиболее представительных улиц Будапешта. Площадь Героев тоже была построена к 1000-летию обретения венграми родины. Памятник на площади, который выглядит как единый комплекс, на самом деле состоит из двух: колоннада — это памятник героям Венгрии, где между колоннами расположены статуи героев, в основном это короли и князья. Колонна в центре — это собственно памятник тому самому 1000-летию. Именно тогда, в 896 году, произошло объединение мадьярских племен первым королем Венгрии Иштваном.

Дальше мы пошли по проспекту Андраши к Дунаю, чтобы перейти на другой берег и погулять на Буде. Андраши, в честь которого был назван проспект, был премьер-министром и министром иностранных дел Австро-Венгрии.

У меня проспект вызвал небольшой диссонанс между тем, что было написано в путеводителях и тем, что я видела своими глазами. «Представительная улица венгерской столицы» на деле оказалась широким ухоженным проспектом, с зелеными деревьями, жилыми домами, практически без магазинов и с малюсенькими кафешечками, где было просто чудесно завтракать. Я ожидала оживленной улицы, в кучей магазинов, бутиков и тому подобного. Конечно было утро воскресенья, поэтому машин было мало, но магазины от наличия машин не зависят. Архитектура проспекта настолько гармонична, что здание оперы почти совсем не выделяется среди обычных жилых домов.

По пути нам попался фонтан, в который кто-то, видимо, вылил бутылочку шампуня. Получилась большая каменная ванна с пеной.

Переходить Дунай мы специально шли на совершенно определенный мост — цепной мост Сечени, который во время своего открытия был крупнейшим мировым достижением архитектуры. Признаться, мост меня не впечатлил, но львы на нем симпатичные.

А вот и Дунай.

С цепного моста мы попали к туннелю в горе, на которой строит королевский дворец. Во дворец можно подняться на специальном диагональном поезде, но в кассу стояла такая очередь, что мы решили подняться пешком, тем более, что наш маршрут проходил через Крепость, а к ней надо было идти правее.

Вот вид на Будайскую крепость с моста.

Здание с разноцветной крышей — это собор Матяша. На протяжении своей почти 1000-летней истории собор несколько раз перестраивался, в 1541 году чуть более чем на 100 лет собор был превращен турками, захватившими Буду, в мечеть. Своей нынешний вид собор принял в конце 19 века, когда его перестроили в неоготическом стиле, довольно редком для Будапешта.

При последней перестройке собора было решено создать для него красивый архитектурный фон. Для этой цели был построен Рыбацкий бастион, который никогда не был оборонительным сооружением. Поскольку бастион является одной из визитных карточек Будапешта, вокруг него всегда много народа (поэтому не удалось дождаться момента, когда никто бы не его загораживал)

С галереи бастиона открывается, наверное, самый лучший вид на Парламент. Заглавная фотография поста сделана именно оттуда. А это вид на сам бастион и статую святого Иштвана (того самого, который был первым королем Венгрии).

А вот и тот самый цепной мост, который меня не впечатлил.

Налюбовавшись видами Пешта мы двинулись в сторону дворца.
Вид на дворец с моста.

А это уже внутри.

Сейчас во дворце располагается национальная галерея, а на территории находится множество памятников и скульптур.

Пока мы гуляли по территории дворца, мы успели изрядно проголодаться и устать, а поскольку следующей по плану была гора Геллерт, на которую иначе как ногами подняться невозможно, было решено сделать перерыв. Обратно на свою улицу, где точно есть вкусная еда, мы шли по мосту Свободы. Вот он понравился мне гораздо больше.

По пути встретили на асфальте всем известного вечно голодного кота.

После еды и небольшого отдыха с новыми силами мы отправились гору Геллерт смотреть панорамы Будапешта.
Вид на королевский дворец примерно с середины горы.

Сама гора носит свое название в честь Св. Герарда Венгерского (то есть Св. Геллерта), который вместе с Иштваном обращал в венгров в христианство. Как и многих святых Геллерта постигла печальная участь: его сбросили с горы, которую позже назвали его именем, в бочке утыканной гвоздями. Где-то на горе на стороне обрашенной к Дунаю, в котором после спуска в бочке был утоплен Геллерт, стоит его памятник. Памятник хорошо видно с набережной, но найти его на тропинках горы не очень легко.

На вершине горы расположен памятник Свободы. Изначально памятник был не свободе, а освобождению Будапешта советской армией, но в начале 90х памятник модернизировали, убрав из него скульптуру советского освободителя. Осталась только Свобода.

Также на горе Геллерт есть купальни (я забыла сказать, что Будапешт стоит на минеральных истониках, поэтому сауны и купальни там дело привычное), церковь в пещере и Цитадель, собственно в которой и стоит памятник Свободы.

А вот и панорама, за которой мы шли.

Budapest

Обратно мы возвращались уже при закатном солнце. Часть пути по Пешту мы прошли по улице Ваци, на которой и расположены все магазины, рестораны и кафе, которые я ожидала увидеть на проспекте Андраши.

По пути мы еще раз прошли мимо моста Свободы. Вообще это теперь мой любимый мост в Будапеште, уж очень он красивый и изящный. Особенно на закате.

День мы закончили в ресторанчике прямо напротив двери во двор дома, где был на хостел, за бутылочкой Токаи и вкусной едой. Утром нас ждала короткая дорога в Вену, ведь 300 км это действительно не расстрояние.